Экзистенциальный вакуум коварен тем, что он редко заявляет о себе острой болью сразу. Чаще всего он приходит в виде хронической скуки. Франкл утверждал, что скука сегодня дает психиатрам больше работы, чем нужда.
Один из самых ярких маркеров этого состояния — так называемый «воскресный невроз». Это специфическая тревога и подавленность, которые накрывают человека в выходные дни. В будни мы бежим в «беличьем колесе» рутины, решаем дедлайны, и нам некогда думать о смысле — мы просто функционируем. Но как только суета стихает (наступает воскресенье), внутренняя пустота становится очевидной. Человек не знает, чем занять себя, слоняется по квартире, чувствует необъяснимую тоску и желание «убить время».
Чтобы не слышать гул этой пустоты, люди пытаются её чем-то «заткнуть». Психология выделяет главные маски вакуума:
- Стремление к удовольствию (Гедонизм). Бесконтрольное потребление еды, алкоголь, случайные сексуальные связи, компульсивный шоппинг. Человек пытается получить как можно больше дешевого дофамина, чтобы заглушить голос экзистенциальной совести.
- Стремление к власти и деньгам. Человек рассуждает так: «Если я стану очень важным, богатым и знаменитым, пустота исчезнет». Он начинает гонку за статусом, но, достигнув вершины, обнаруживает, что там так же пусто и холодно.
- Трудоголизм. Фанатичное погружение в работу, бегство в занятость. Человек боится остановиться даже на минуту, потому что в тишине он останется наедине с вопросом «Зачем?».