Когнитивный бихевиоризм: Когда «собака Павлова» научилась думать

    Долгое время в психологии царил радикальный бихевиоризм. Ученые (такие как Уотсон и Скиннер) считали человека и животных сложными биороботами. Нажал кнопку (стимул) — получил результат (реакция). Что происходит в голове в этот момент, науку не интересовало, так как мысли нельзя увидеть и измерить. Психику называли «Черным ящиком», в который лучше не лезть.
    Но в середине XX века произошел бунт. Появился когнитивный бихевиоризм — направление, которое заявило: между стимулом и реакцией есть кто-то живой, кто думает, планирует и строит карты реальности.
    Давайте разберем, как это направление вернуло разум в психологию и что такое «когнитивные карты», которыми мы пользуемся каждый день.

    Революция Эдварда Толмена

    Отцом когнитивного бихевиоризма считается Эдвард Толмен. Он проводил классические эксперименты на крысах, но заметил странное: животные вели себя умнее, чем предписывала теория рефлексов.
    Толмен доказал, что мы учимся не только тогда, когда нас награждают (дают сыр) или наказывают (бьют током). Мы учимся всегда, просто наблюдая за миром.
    Формула S — O — R
    Классический бихевиоризм работал по формуле:
    S (Стимул) → R (Реакция).
    Пример: Загорелся красный свет (S) → Нога нажала на тормоз (R).
    Когнитивный бихевиоризм добавил промежуточное звено:
    S (Стимул) → O (Организм/Когниция) → R (Реакция).Shutterstock
    «О» — это промежуточные переменные: наши цели, намерения, знания, ожидания и физическое состояние.
    Пример: Загорелся красный свет (S) → Я спешу в роддом к жене и вижу, что дорога пустая (O) → Я проезжаю на красный (R).
    Реакция зависит не только от света, но и от того, что происходит в голове у водителя.

    Главные открытия когнитивного бихевиоризма

    1. Когнитивные карты
    Толмен заметил, что если пустить крысу в лабиринт без еды, она просто бегает и нюхает углы. Вроде бы ничему не учится, ведь награды нет. Но как только в конец лабиринта клали сыр, эта крыса добегала до него мгновенно и безошибочно.
    Вывод: пока она просто бегала, она создала в голове когнитивную карту местности.
    Мы делаем так же. Когда вы гуляете по новому городу без цели, вы запоминаете ориентиры. Если позже вам понадобится найти аптеку, вы вспомните: «Ага, я видел зеленую вывеску за углом», хотя тогда вам аптека была не нужна.
    2. Латентное (скрытое) научение
    Мы учимся постоянно, даже когда этого не видно. Знания накапливаются в «фоновом режиме» и проявляются только тогда, когда у нас появляется мотивация (потребность).
    • Пример: Вы пассивно слушаете, как коллега обсуждает настройки Excel. Вам это не нужно. Но через месяц, когда вам дадут отчет, вы вдруг вспомните, куда нажимать.
    3. Целенаправленность поведения
    Когнитивные бихевиористы заявили: поведение всегда целенаправленно. Мы не просто реагируем на тычки среды, мы движемся к чему-то или от чего-то. У нас есть ожидания результата. Если крыса ожидает найти сыр, а находит капусту, она будет разочарована (ее поведение изменится), хотя с точки зрения чистого рефлекса «еда есть еда».

    Чем это полезно для нас?

    Когнитивный бихевиоризм стал мостом к созданию современной Когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Он дал нам понимание того, как менять свою жизнь.
    1. Смена «Карты» меняет жизнь.
    2. Если у вас в голове есть когнитивная карта «Мир — опасное место», вы будете реагировать на любой шорох как на угрозу. Чтобы изменить поведение (перестать тревожиться), нужно не просто дышать глубже, а перерисовать карту.
    3. Работа с ожиданиями.
    4. Наши реакции зависят от наших ожиданий. Если вы ждете, что выступление на публике — это провал (S — O — R), вы будете заикаться. Изменив переменную «О» (подготовка, смена установок), вы измените реакцию.
    Осознанность.
    1. Мы не роботы. Между событием и нашей реакцией есть зазор — то самое «О». В этом зазоре лежит наша свобода выбора. Мы можем затормозить автоматическую реакцию и выбрать другую.

    Заключение

    Когнитивный бихевиоризм вернул человеку достоинство. Он доказал, что мы не марионетки в руках обстоятельств, а исследователи, которые составляют карты своей реальности. И если мы постоянно заходим в тупик, возможно, проблема не в лабиринте, а в том, что наша внутренняя карта устарела.